Биография

Елена Тарасова
(фортепиано)

Елена Тарасова — лауреат международных конкурсов, артист YNOFF Agence Art Consulting (Франция), автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов, преподаватель Московской консерватории, член World Piano Teachers Association и Международного союза музыкальных деятелей.

«Пианистку Елену Тарасову отличает не только самоотверженность в профессии, но и такие качества как честность и искренность по отношению к окружающим и самой себе. В ее игре это заметно особенно: нет суеты, стремления угодить и понравиться слушателю, и как следствие этого – манерность и подражание моде – сами собой остаются далеко в стороне, а человеческое благородство гармонично сочетается с благородством исполнительским. Годы исполнительской деятельности позволили Елене Тарасовой создать обширный репертуар, главной особенностью которого является не только близость каждого отдельного сочинения внутреннему миру артистки, но его актуальность и «общечеловечность». Будь то сочинения эпохи барокко или опусы композиторов XX века – все они дают представление о высоком вкусе исполнителя и его умении отделять безусловно ценное от второстепенного и малозначительного…»

Кандидат искусствоведения С. Голубенко, аннотация к CD

Елена Тарасова родилась 16 мая 1984 года в Москве. Начала заниматься на фортепиано в четырехлетнем возрасте. В течение одиннадцати лет творческая индивидуальность Елены формировалась и развивалась в классе Ольги Евгеньевны Мечетиной (ДМШ Академического Музыкального Училища при Московской консерватории, затем Училище при консерватории). В 2002 году Елена поступила в Московскую консерваторию, где обучалась под руководством профессора Сергея Доренского и профессора Павла Нерсесьяна; окончив консерваторию с отличием, продолжила обучение аспирантуре в классе С. Доренского и П. Нерсесьяна. По окончании аспирантуры в 2010 году начала педагогическую работу в консерватории.

«Особенно следует отметить манеру игры Елены Тарасовой, сочетающей в себе и мягкость, и филигранную технику, и силу, которая позволила ей прекрасно воплотить столь различные музыкальные образы… ».

Газета «Российский музыкант»

Елена активно концертирует с сольными и симфоническими программами в Москве, по городам России (гастрольная биография артистки составляет более шестидесяти городов) и за рубежом (Франция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Япония). Елене посчастливилось принимать участие в крупнейших европейских проектах, среди которых — фестиваль Radio France в Монпелье, фестиваль Национального оркестра Лилля, фестиваль «Les Pianos Folies du Touquet-Paris-Plage».

«В рамках фестиваля «Les Pianos Folies» мы видели Елену Тарасову и как солистку симфонического оркестра, и как сольного исполнителя, и каждый раз публика встречает ее с радостью и восторгом […] В игре Елены сочетается как мастерство виртуоза, безупречно владеющего нюансами своего ремесла, так и невероятная артистическая чувствительность, так необходимая при передаче эмоций, вложенных в музыку композитором […] Всегда великолепная в своих сценических костюмах, она демонстрирует элегантность и утонченность, которой порой так не хватает современным артистам…».

Дидье Мессиан, рецензия на концерт Елены

Исполнительское мастерство Елены отмечали в таких залах, как Большой, Малый, Рахманиновский залы Московской консерватории, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Белый зал и Итальянский дворик Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Светлановский, Камерный, Театральный залы Московского международного Дома Музыки; «Le Corum» (Монпелье), зал консерватории в Лилле, Дворец Конгрессов (Ле Туке), Франция; Steinway-Haus (Дюссельдорф), Ballsaal Altes Kurhaus Aachen (Аахен), Германия; Town Hall Нови-Сад (Сербия); Народный дом Винограды (Концертный зал «Маяковский») и Бетлемская капелла в Праге; Kioi Hall (Токио), NHK Osaka Hall (Осака), Alti Hall и Kyoto Concert Hall (Киото), Shirakawa Hall (Нагоя), Tohoku Fukushi University, Music Palace «Keyaki Hall» (Сендай) и множестве других.

«Прекрасное впечатление оставило бережное, изящное туше Елены Тарасовой. «Округлость» фразировки, отработка и осмысленность деталей, безупречная мелкая техника — все это наряду со стремлением «передать образ сочинения», а не «выстроить образ солиста-виртуоза». Качество, не такое частое среди современных пианистов, часто тяготеющих к «спортивности…».

Онлайн-журнал «Флорестан»

«…Шопен, Лист, Рахманинов – это стихия Лены, в которой она владеет всем многоцветьем фортепианных красок. У нее своя система настройки перед выходом на сцену. Взгляд отрешенный, внутренним слухом прокручивает в голове программу… Начинается священнодействие, во время которого не существует вообще ничего, кроме Музыки. Это профессионализм высокой пробы…».

Журнал «Музыкант»

Репертуар Елены включает различные стили и направления, охватывая временной период от эпохи барокко до XXI века. Также на творческом счету пианистки есть несколько мировых и российских премьер сочинений. После исполнения Еленой мировой премьеры цикла «Эллипсы» Паскаль Якубовски (Франция), композитор добавил к этому циклу посвящение пианистке.

Елена уделяет особое внимание организации своего репертуара, выстраивая архитектонику каждой концертной программы-концепции. В одном из таких экспериментов родился жанр «акустический спектакль», который пресса определила как «расширение рамок классического клавирабенда путем философского осмысления процесса рождения и восприятия музыки, основополагающей сущностью которого на сей раз выступает синкретика определяющих средств выразительности, оперирующая со всей совокупностью слагаемых категорий как с единым целым» (Belcanto.ru). Первый акустический спектакль «Звуковые иллюзии. Коллаж» вышел на диске в 2018 году (лейбл “Neue Sterne”, Германия) и получил максимальные баллы за интерпретацию и звучание в рейтинге музыкального журнала “Piano News” (Германия).

«Достойна упоминания, прежде всего, высокая культура туше 34-летней пианистки, которой великолепно удается заставить инструмент звучать согласно замыслу композитора. Она погружает слушателя в теплое и глубокое звучание в «Reverie du soir» Чайковского, в то время как избранные прелюдии Рахманинова порой отличаются довольно мощным туше, что постоянно подогревает интерес к игре пианистки. В целом она с легкостью проникается самыми разными музыкальными идеями […] Пианистка всегда верно подбирает агогику, и с помощью фразировки ей удается раскрывать таящиеся в музыке образы. Великолепная запись продуманной и прекрасно выстроенной программы музыканта, о котором хочется узнать больше».

Карстен Дюрер, “Piano News”, рецензия на CD “Звуковые иллюзии. Коллаж”

Елена записала несколько дисков, в программах которых – сочинения И. С. Баха (в транскрипции Ф. Бузони), Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, П. Чайковского, С. Рахманинова, М. Равеля, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ж. Франсе.

В качестве солиста Елена выступала с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Государственным Симфоническим оркестром Республики Татарстан, камерными и симфоническими оркестрами городов России и зарубежья. В числе партнеров Елены в камерном ансамбле — струнный квартет “Русквартет”, Гайк Казазян, Анна Янчишина, Ася Соршнева, Леонард Шрайбер, Павел Баранский, Кирилл Родин, Сергей Полтавский, Андрей Ярошинский, Алексей Курбатов, Елена Корженевич, Сергей Суворов, Илья Гайсин, Сергей Елецкий, Виталий Ватуля, Евгения Чепикова, Антон Павловский, Олег Бугаев, Михаил Шевнин, Михаил Турпанов, Виктор Хотулев, и многие другие.

Елена проводит мастер-классы в России, Германии, Франции, Боснии и Герцеговине, Сербии, Японии.

Также Елена является автором идей и художественным руководителем ряда музыкальных проектов. Формирование концепций, полных свежих и оригинальных репертуарных находок – важная составляющая её творческой деятельности. Наиболее масштабными из проектов Елены являются фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (2008-2009), проект «Русские вечера» (2011-2015), международный музыкальный проект «OPUS UNIVERSUM» (2016 – по настоящее время).