Биография

Елена Тарасова
(фортепиано)

Елена Тарасова — лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской консерватории, автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов, член World Piano Teachers Association и Международного союза музыкальных деятелей.

«Пианистку Елену Тарасову отличает не только самоотверженность в профессии, но и такие качества как честность и искренность по отношению к окружающим и самой себе. В ее игре это заметно особенно: нет суеты, стремления угодить и понравиться слушателю, и как следствие этого – манерность и подражание моде – сами собой остаются далеко в стороне, а человеческое благородство гармонично сочетается с благородством исполнительским. Годы исполнительской деятельности позволили Елене Тарасовой создать обширный репертуар, главной особенностью которого является не только близость каждого отдельного сочинения внутреннему миру артистки, но его актуальность и «общечеловечность». Будь то сочинения эпохи барокко или опусы композиторов XX века – все они дают представление о высоком вкусе исполнителя и его умении отделять безусловно ценное от второстепенного и малозначительного…»

Кандидат искусствоведения С. Голубенко, аннотация к CD

Елена Тарасова родилась 16 мая 1984 года в Москве. Начала заниматься на фортепиано в четырехлетнем возрасте. В течение одиннадцати лет творческая индивидуальность Елены формировалась и развивалась в классе Ольги Евгеньевны Мечетиной (ДМШ Академического Музыкального Училища при Московской консерватории, затем Училище при консерватории). В 2002 году Елена поступила в Московскую консерваторию, где обучалась под руководством профессора Сергея Доренского и профессора Павла Нерсесьяна; окончив консерваторию с отличием, продолжила обучение аспирантуре в классе С. Доренского и П. Нерсесьяна. По окончании аспирантуры в 2010 году начала педагогическую работу в консерватории.

«Особенно следует отметить манеру игры Елены Тарасовой, сочетающей в себе и мягкость, и филигранную технику, и силу, которая позволила ей прекрасно воплотить столь различные музыкальные образы… ».

Газета «Российский музыкант»

Ведет активную концертную деятельность. Исполнительское мастерство Елены отмечали в городах России (гастрольная биография пианистки составляет более шестидесяти городов), Франции, Италии, Австрии, Германии, Чехии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Нидерландов, Японии. Успешно играла в залах Парижа, Монпелье, Лилля, Ле-Туке, Берлина, Кельна, Дуйсбурга, Дюссельдорфа, Зальцбурга, Амстердама, Нови-Сада, Сараево, Праги, Токио, Осаки, Киото, Нагои, Сендая, Гифу, Сайтамы, Точиги, Ибараки, Мацуямы, Кагосимы, Фукусимы, Нахи (Окинава) и многих других городов.

«Прекрасное впечатление оставило бережное, изящное туше Елены Тарасовой. «Округлость» фразировки, отработка и осмысленность деталей, безупречная мелкая техника — все это наряду со стремлением «передать образ сочинения», а не «выстроить образ солиста-виртуоза». Качество, не такое частое среди современных пианистов, часто тяготеющих к «спортивности…».

Онлайн-журнал «Флорестан»

«…Шопен, Лист, Рахманинов – это стихия Лены, в которой она владеет всем многоцветьем фортепианных красок. У нее своя система настройки перед выходом на сцену. Взгляд отрешенный, внутренним слухом прокручивает в голове программу… Начинается священнодействие, во время которого не существует вообще ничего, кроме Музыки. Это профессионализм высокой пробы…».

Журнал «Музыкант»

Репертуар Елены включает различные стили и направления, охватывая временной период от эпохи барокко до XXI века. Также на творческом счету пианистки есть несколько мировых и российских премьер сочинений. После исполнения Еленой мировой премьеры цикла «Эллипсы» Паскаль Якубовски (Франция), композитор добавил к этому циклу посвящение пианистке.

Елена уделяет особое внимание организации своего репертуара, выстраивая архитектонику каждой концертной программы-концепции. В одном из таких экспериментов родился жанр «акустический спектакль», который пресса определила как «расширение рамок классического клавирабенда путем философского осмысления процесса рождения и восприятия музыки, основополагающей сущностью которого на сей раз выступает синкретика определяющих средств выразительности, оперирующая со всей совокупностью слагаемых категорий как с единым целым» (Belcanto.ru). Первый акустический спектакль «Звуковые иллюзии. Коллаж» вышел на диске в 2018 году (лейбл “Neue Sterne”, Германия) и получил максимальные баллы за интерпретацию и звучание в рейтинге музыкального журнала “Piano News” (Германия).

«Достойна упоминания, прежде всего, высокая культура туше 34-летней пианистки, которой великолепно удается заставить инструмент звучать согласно замыслу композитора. Она погружает слушателя в теплое и глубокое звучание в «Reverie du soir» Чайковского, в то время как избранные прелюдии Рахманинова порой отличаются довольно мощным туше, что постоянно подогревает интерес к игре пианистки. В целом она с легкостью проникается самыми разными музыкальными идеями […] Пианистка всегда верно подбирает агогику, и с помощью фразировки ей удается раскрывать таящиеся в музыке образы. Великолепная запись продуманной и прекрасно выстроенной программы музыканта, о котором хочется узнать больше».

Карстен Дюрер, “Piano News”, рецензия на CD “Звуковые иллюзии. Коллаж”

В 2020 году “Piano News” выступил первым рецензентом нового альбома Елены “La Folie” и поставил этому альбому максимальный балл за интерпретацию.

«Российская пианистка Елена Тарасова ищет для своих сольных концертов «драматургию», программную концепцию, которая позволила бы ей выразить себя в музыке. Она ищет «арки, параллели, скрытые линии, чтобы объединить произведения под знаком одной высшей идеи…». Несмотря на то, что эти слова были сказаны о ее альбоме «Звуковые иллюзии», вышедшем в 2018 году, в той же мере их можно отнести и к ее новому альбому «La Folie» («Безумие»): здесь она прослеживает тему безумия в различных эпохах, будь то Куперен, Лист, Рахманинов или Дебюсси – объемное звучание и при этом ясное в своей структуре, со строгостью линий эпохи барокко и  жестом романтизма, филигранным туше и сильным выразительным волеизъявлением. При этом она хорошо владеет витиеватым миром и барочной интонацией Куперена, а также резкими контрастами Листа или Рахманинова в динамике, темпе или музыкальном рисунке. С точки зрения исполнительской техники она играючи справляется с любой дьявольщиной, и с удивительной силой подчеркивает «безумную» энергетику каждого из произведений. Но столь же прекрасно ей удается выразить тихое, скрытое (Скрябин) или чудесно раскрыть мелодии, будь то бас или верхние регистры (Рахманинов). С кажущейся легкостью она создает впечатляющую эмоциональную напряженность, объединяя 200 лет истории музыки – талант этой исполнительницы действительно многогранен! Интересно, что же будет дальше».

Изабель Федрицци, “Piano News”, рецензия на CD “La Folie”

Елена записала несколько дисков, в программах которых – сочинения Ф. Куперена, И. С. Баха (в транскрипции Ф. Бузони), Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, М. Равеля, С. Прокофьева, И. Стравинского, Ж. Франсе.

В качестве приглашенного солиста Елена играла с Симфоническим оркестром Московской консерватории, Государственным Симфоническим оркестром Республики Татарстан, камерными и симфоническими оркестрами городов России и зарубежья. В числе партнеров Елены в камерном ансамбле — струнный квартет «Русквартет», Гайк Казазян, Анна Янчишина, Ася Соршнева, Леонард Шрайбер, Павел Баранский, Кирилл Родин, Сергей Полтавский, Андрей Ярошинский, Алексей Курбатов, Елена Корженевич, Сергей Суворов, Илья Гайсин, Сергей Елецкий, Виталий Ватуля, Евгения Чепикова, Антон Павловский, Олег Бугаев, Михаил Шевнин, Михаил Турпанов, Виктор Хотулев, и многие другие.

Елена проводит мастер-классы в Москве, городах России и за рубежом (Япония, Сербия, Босния и Герцеговина, Франция, Германия). Планомерную педагогическую работу ведет в Московской консерватории, а также в основанной ею Лаборатории интерпретации PIANOPOLIS.

Елена принимает участие в работе жюри различных молодежных конкурсов и фестивалей. С 2018 года входит в состав жюри ежегодного конкурса WPTA International Piano Competition (Сербия).

Также Елена является автором идей и художественным руководителем ряда музыкальных проектов. Формирование концепций, полных свежих и оригинальных репертуарных находок – важная составляющая её творческой деятельности. Наиболее масштабными из проектов Елены являются фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (2008-2009), проект «Русские вечера» (2011-2015), международный музыкальный проект «OPUS UNIVERSUM» (2016 – по настоящее время).