Елена Тарасова: «Создавать культурные мосты – это интересно!»
18 апреля в Москве открывается Первый молодежный музыкальный фестиваль «Русские вечера», подготовленный молодыми музыкантами Москвы и Санкт-Петербурга. Они возведут «культурный мост» между двумя российскими столицами и исполнят две серии концертных программ. Главной же целью фестиваля станет популяризация русской классической музыки, представленной в широкой исторической перспективе, для чего в программы концертов войдут редкие, но заслуживающие внимания сочинения.
Перед началом этого культурного события двух столиц, в первый же год проведения отличающегося серьёзным масштабом, его руководитель Елена Тарасова в беседе с корреспондентом Classica.FM Асей Соллертинской подробно рассказала о готовящемся фестивале.
Ася Соллертинская: Сегодня музыкальная жизнь Москвы и Петербурга богата, как ни в один период истории. Фестивали классической музыки рождаются один за другим, некоторые, правда, так же быстро исчезают. Обычно первое проведение нового фестиваля скромное – даже крупнейший в Европе Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, с которым вы пересекаетесь по срокам, начинался 10 лет назад всего с двадцати концертов. Из чего вы исходили, так громко заявляя о себе в первый же год?
Елена Тарасова: Идея фестиваля выкристаллизовывалась из моих исполнительских интересов. Вероятно, в моем случае «механизм» появления подобных идей всегда одинаков, когда исполнительские предпочтения превращаются в проекты-монографии. Так было уже дважды: в случаях с продолжительным фестивалем, посвященным 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка и с программой, представляющей композиторское наследие великого Маэстро Евгения Федоровича Светланова.
Но в отличие от тех проектов, программы «Русских вечеров» охватывают внушительный временной период. Фактически, это попытка представить наследие русской композиторской школы в некой последовательности – от Глинки до композиторов ХХ века, с обращением к редко исполняемым опусам и отражением юбилейных дат концертного сезона.
Ася Соллертинская: В упомянутых проектах вы выступаете не только как исполнитель, но и координируете организационный процесс. В свое время ваши проекты получали широкий резонанс в прессе, а после проведения фестиваля Франсиса Пуленка вам вручили премию «Золотая лира». Вас так увлекает организаторский процесс?
Елена Тарасова: Мое «появление» в этих проектах в качестве автора идеи и руководителя никак не связано с желанием заниматься менеджментом, продюсированием. Это просто идея исполнителя, возможно, имеющего склонность к формированию культурно-просветительских концепций – и попытка воплощения этой идеи.
Ася Соллертинская: Но на этот раз вы перед собой серьезную цель заявили – многоплановый культурно-просветительский проект сразу в двух городах. Считаете, так и было нужно?
Елена Тарасова: Они нужны, они необходимы всегда! Я искренне надеюсь, что данный проект выполнит свою миссию и будет способствовать расширению концертного репертуара молодых исполнителей, появлению новых черт исполнительского стиля московских и петербургских музыкантов в результате творческого диалога, возвращению к жизни незаслуженно забытых сочинений. В пропаганде опусов молодых композиторов – ведь в июне пройдет совместная творческая акция фестиваля «Русские вечера» и проекта «Время музыки: Fin de siècle»». В рамках этой акции прозвучит совсем новая музыка.
Не хотела бы оставлять без внимания еще один важный вопрос – воспитание современного просвещенного слушателя. Наш проект не решит глобальных задач – он скромен для этого. Но сделать ряд очень важных шагов по обозначенным направлениям, думаю, он сможет, выполнив тем самым свое назначение. Фестиваль ведь не является узко специализированным, мы ожидаем интереса к проекту со стороны широкого слушателя.
Кроме того, просветительская миссия проекта не ограничена конкретными датами и единичными исполнениями. Программы фестиваля «Русские вечера» будут звучать в эфире радиостанции «Орфей». Также в течение фестиваля будет записан цикл просветительских радиопередач по московским программам — специально для радиостанции фонда «Русский Мир».
Ася Соллертинская: Вы делаете ставку на молодежь, молодые таланты. Какой отклик находит сегодня подобная молодежная инициатива? От кого получаете поддержку?
Елена Тарасова: Серьезная молодежная инициатива всегда находит отклик. К молодежным проектам относятся с интересом, ждут новых, смелых решений, нестандартных подходов, неординарных интерпретаций. Огромное счастье нашего проекта – получение одобрения и поддержки от ведущих деятелей культуры и искусства, которые вошли в Попечительский совет фестиваля. Пусть не удивляет тот факт, что в составе Совета присутствуют не только музыканты, но и актеры, режиссеры. В данном случае все они выступают, прежде всего, как общественные деятели, ратующие за сохранение и приумножение традиций русской культуры, за обращение к национальному достоянию страны.
Что же касается технических вопросов претворения нашего проекта, то они решаются при поддержке ряда организаций: Концертного Филармонического Объединения «Москонцерт», Московского музыкального общества, Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета.
Ася Соллертинская: Давайте обратимся к московской части программ фестиваля. По какому принципу они сформированы? Какие произведения мы сможем услышать, какие музыкальные редкости вы нам подготовили?
Елена Тарасова: Основа фестиваля – последовательно выстроенный цикл программ. Это цикл, отражающий юбилеи сезона, рассказывающий о переплетении судеб композиторов-современников. Будет целый ряд сочинений, которые можно назвать репертуарными редкостями. Концерт-монография будет посвящен опусам Антона Аренского, 150-летие которого музыкальный мир отметит в этом сезоне. Этой программой мы открываем фестиваль. Далее начинается последовательный экскурс по страницам истории русской композиторской школы.
Во втором концерте прозвучат фортепианные и вокальные сочинения Глинки, Бородина, Балакирева, сказочная картина Лядова «Волшебное озеро» в фортепианной версии Михаила Дубова и Сюита по опере Мусоргского «Борис Годунов» – по определению музыковедов, «симфония колоколов». Она была создана Игорем Худолеем в 1988 году. Третий концерт посвящен фортепианной музыке братьев Антона и Николая Рубинштейн и Петра Ильича Чайковского – программу концерта составят пьесы-посвящения, адресованные композиторами друг другу.
В программе четвертого концерта будут представлены опусы Танеева, Римского-Корсакова для духовых инструментов, а также симфония Мясковского для духового оркестра. Вечер пятый – ранние и редко исполняемые сочинения Рахманинова и Скрябина. В программе шестого концерта – сочинения Прокофьева и Шостаковича, написанные в одном и том же 1943 году, в военное время. Этот концерт будет дополнен рассказом о музыкальной жизни Москвы и Петербурга в годы войны.
Программа седьмого концерта позволит широкой публике познакомиться с композиторским наследием Маэстро Евгения Федоровича Светланова. Мало кто знает, что Светланов окончил Московскую консерваторию по двум специальностям – оперно-симфоническое дирижирование и композиция. Своё призвание он видел именно в композиторской деятельности, а дирижирование было созвучно его намерению «возродить к жизни незаслуженно забытые произведения, и, в первую очередь, русской классики». Светланов-композитор сильно контрастирует с тенденциями современной музыки в «облике ошеломляющей простоты». Во втором отделении программу концерта продолжит поэма Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина «Отчалившая Русь».
Заключительный концерт фестиваля обещает стать ярким действом – прозвучат Симфоническая сюита Прокофьева «Вальсы», Первая Балетная сюита Шостаковича, фортепианный концерт Светланова и Концерт Андрея Эшпая для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом, который станет кульминационной точкой программы.
Каждый концерт будет сопровождаться небольшими рассказами о звучащих сочинениях, периоде их создания и дальнейшей судьбе, о программах некоторых из них. Приоткроем некоторые «завесы тайн». Работу по составлению текстов взяла на себя Мария Бакун – музыковед, аспирантка Петербургской консерватории, которой удается не только готовиться к защите диссертации, но и работать в проекте в статусе исполнительного директора. Могу назвать её вторым лицом и оплотом фестиваля «Русские вечера» и поблагодарить за детальность и тщательность работы, корректность, ответственность, мобильность и собранность.
Ася Соллертинская: В каких залах можно будет услышать московскую программу фестиваля?
Елена Тарасова: Мы встретимся с нашими слушателями в Концертном зале «На Кисловке», Музее музыкальной культуры имени Глинки, Большом дворце Музея-усадьбы «Кусково», в Музеях Скрябина и Прокофьева, в Культурном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки.
Остается добавить, что организаторы старались сделать концерты максимально доступными – ведь проект носит социальный характер. Лишь в некоторых случаях понадобится входной билет. К примеру, на концерт духового оркестра в Музее-усадьбе «Кусково», так как это благотворительный концерт в пользу реставрации картины из собрания музея. На концерт в Светлановский зал Дома Музыки стоимость билетов небольшая, от 100 до 300 рублей. 500 рублей – только VIP-сектор.
Однако, мне бы хотелось вернуться назад, к периоду разработки проекта. Когда московские программы были сформированы, я задумалась о расширении географии фестиваля – идею «Русских вечеров» не хотелось ограничивать рамками одного города. Увлечь этой идеей молодежь других городов, придумать «культурные мосты», позволяющие каждому участнику проявить себя и привнести что-то новое в развитие культуры страны – это было интереснее.
Ася Соллертинская: Почему выбрали Петербург?
Елена Тарасова: Собственно, культурный мост между двумя столицами возник задолго до нас и, к счастью, никогда не прерывался. Мне показалось интересным дать импульс к началу нового диалога – молодежного творческого диалога двух фортепианных школ, основоположниками которых были родные братья Николай и Антон Рубинштейны, основатели Московской и Петербургской консерваторий.
В разговоре о «наведении моста» с северной столицей Мария предложила обратиться с идеей «Русских вечеров» к Галине Жуковой – выпускнице Санкт-Петербургской консерватории, сочетающей исполнительскую жизнь с активной деятельностью в области арт-менеджмента. Галина действительно талантливый организатор – в петербургских программах ей удалось объединить сильные творческие силы, заинтересовать этой идеей и солистов, пригласить три сложившихся коллектива. «Русские вечера» в Петербурге будут представлены в виде пяти концертных программ, в которых прозвучат редко исполняемые сочинения классиков и премьеры опусов молодых композиторов.
Ася Соллертинская: И что же вы представите петербургским слушателям?
Елена Тарасова: Открытие петербургских программ, сочинения Глинки и Чайковского, пройдет в Елагиноостровском дворце-музее. Следующие два концерта –Римский-Корсаков, Андреев, Купревич в исполнении оркестра русских народных инструментов и концерт к юбилею Аренского, состоятся в Актовом зале Санкт-Петербургского Государственного Университета. Фортепианный вечер из сочинений Балакирева и Чайковского прозвучит в Шереметевском дворце, а завершающая программа – совместная творческая акция фестиваля «Русские вечера» и петербургского фестиваля «Время музыки: Fin de siècle» – будет представлена в Фонде Михаила Шемякина. В программе прозвучат сочинения лауреатов композиторского конкурса, который проводит Санкт-Петербургский центр современной музыки reMusik.org.
Ася Соллертинская: Питерская и московская программы не повторяются?
Елена Тарасова: Главным условием формирования концертных программ фестиваля являлось отсутствие повторов сочинений. Это условие выдержано.
Ася Соллертинская: На днях заканчивается творческая акция «Культурный мост Москва – Санкт-Петербург», которая предваряет фестиваль «Русские вечера».
Елена Тарасова: Да, этот предфестивальный марафон почти завершен. Он длится с января этого года. В течение этого времени в обеих столицах формировалась аудитория фестиваля, слушатель знакомился с идеями и целями проекта, исполнителями, открывал для себя новые молодые имена. В рамках акции Петербург выступает более активным участником, чем Москва. Но в рамках самого фестиваля «Русские вечера» программы Петербурга – это, скорее, дополнение к основному циклу. Я надеюсь, что в будущем мы продолжим молодежное сотворчество двух столиц и будем равноценно представлены. Я искренне этого хочу.
Также с большой благодарностью называю еще несколько имен, которые по роду деятельности находятся в некоторой тени. Прежде всего, это Нина Москвина – PR-директор проекта в Санкт-Петербурге. Она включилась в работу над проектом позднее, примерно два месяца назад, но привнесла в его судьбу немало хороших и важных событий. Исполнительный продюсер Владимир Головачёв самоотверженно трудился над версткой многочисленных печатных материалов, не позволяя цейтноту повлиять на высокий профессионализм своей работы. Исполнительные продюсеры Екатерина Гоголева и Павел Тчанников, несмотря на большую востребованность активно помогают и поддерживают в воплощении уже не первой идеи. Я благодарна всем, кто участвует в развитии проекта, кто фанатично, в хорошем смысле слова, работает на будущий результат.
Ася Соллертинская: Каковы ваши личные впечатления от самого Санкт-Петербурга, приходилось ли уже выступать на питерской сцене, работать с питерскими музыкантами?
Елена Тарасова: Да, и не раз. Впервые оказалась в Петербурге в конце 90-х, в статусе стипендиата Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова. Помню, что играла с большим вдохновением – впечатления предыдущих экскурсионных дней оставили свой глубокий след . И встретили меня очень тепло. Искренне люблю этот город, с удовольствием приезжаю летом, хожу по музеям.
Ася Соллертинская: Уже видите фестиваль в перспективе, на будущие годы?
Елена Тарасова: Сложный вопрос… Скажу одно – намеченный вектор развития проекта есть. Но давайте сначала завершим первый фестиваль и подведем итоги.