Фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка»
Анна Корнеева.
Газета «Da Capo al Fine», 2009.
22 февраля в Москве завершился молодежный фестиваль, посвященный 110-летию со дня рождения французского композитора Франсиса Пуленка (1899–1963). Аналогов подобному проекту в России еще не было: в нашей стране это первое и пока что единственное мероприятие такого масштаба, связанное с именем этого музыканта. В течение двух месяцев музыкальная общественность столицы знакомилась с неизвестными и редко исполняемыми опусами, а также наслаждалась хорошо знакомыми сочинениями классика французской музыки XX века. Организаторами этого грандиозного музыкального марафона стали трое молодых музыкантов – выпускников Московской консерватории: автором идеи и руководителем фестиваля выступила аспирантка, лауреат международных конкурсов, пианистка Елена Тарасова, а соорганизаторами – музыковед Наталия Ренёва и флейтист, руководитель квартета флейт «Сиринкс» Святослав Голубенко. Подводя итоги после девяти концертов фестиваля, Елена Тарасова делится подробностями работы над проектом.
Елена, как появилась идея организовать такой фестиваль?
Елена:В первую очередь это была эмоциональная реакция, позднее подкрепленная исполнительским интересом. В театре им. Вахтангова есть замечательный спектакль по пьесе современного французского автора Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар Преступлений». Одна из сцен этого спектакля, в музыкальном оформлении которой звучал Органный концерт Пуленка, оставила неизгладимое впечатление. Пожалуй, именно это впечатление и заставило меня придумать программу к 110-летию композитора, а затем обратить внимание на вопрос известности его музыки в России. Часть его творческого наследия знакома и любима нашей публикой, но сколько прекрасных сочинений осталось «за кадром»! Отказываться от идеи исполнения этих опусов совершенно не хотелось. Таким образом, вместо одного запланированного концерта получилось девять. 25 апреля объявлен дополнительный – десятый — концерт фестиваля в Камерном зале Московского Международного Дома Музыки.
На Ваш взгляд, какой музыке отдается сейчас предпочтение? Насколько трудно было этому проекту найти свою «нишу» среди сложившихся предпочтений?
Елена:Еще несколько лет назад я сказала бы, что репертуарные предпочтения очевидны – композиторы-романтики были безусловными «лидерами» концертных программ. Но сейчас, благодаря репертуарной политике консерватории, автором которой в течение четырех лет был Тигран Абрамович Алиханов, концертные программы стали более неординарными. Наш проект не стал чем-то инородным, скорее, наоборот – он был созвучен консерваторской просветительской направленности этих лет.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
Елена:Трудностей, безусловно, было много. Но стоит ли говорить о них? Ведь мы воплотили нашу идею в жизнь – и это главное. Да, в какие-то моменты каждому из организационной группы приходилось работать по 20 часов в сутки – ведь все организаторы участвовали в программах фестиваля как исполнители, нужно было находить время и для репетиций, и для решения большого количества организационных вопросов. Но для всех это было счастливое время. Я благодарна Наталии Ренёвой и Святославу Голубенко, которые весь год в равной степени со мной делили радости и горести этой работы.
Обсуждая Пуленка, довелось услышать разные определения. В том числе, «легкая музыка» и «композитор второго ряда». Не приходилось ломать такие стереотипы?
Елена:Приходилось. Думаю, фестиваль эти стереотипы победил. К сожалению, в нашей стране Пуленк и его творчество в определенной степени страдают от отсутствия информации, масштабных исследовательских работ — их невероятно мало, их недостаточно. Думаю, именно поэтому для многих он казался композитором даже не второго, а третьего или пятого «ряда». Определение «легкая музыка» (видимо, синонимичное «поверхностной музыке»), думаю, порождение того же недостатка информации. Часто Пуленку «ставят в вину» его же собственную фразу «В моей музыке нет философии». Но это не означает, что в ней нет ничего вообще и что она не достойна внимания! Это особый мир, отнюдь не поверхностный; это особая эстетика. Исполнять эту музыку «по-настоящему» не так-то просто. Если говорить о глубоком изучении и понимании стиля — нужно вспомнить, что сложился этот стиль в преломлении множества влияний, течений. Воззрения Пуленка формировались на творчестве Дебюсси, Равеля, Сати, Стравинского, и, конечно же, Прокофьева, хотя он сам признавался, что любит в разной степени, но одинаково искренне и Скарлатти, и Мусоргского, и Шуберта, и Бартока… Испытывая влияние фовизма, сюрреализма, неоклассицизма, Пуленк остался при этом безусловным лириком с неповторимым мелодическим даром! Это полноправный Художник XX века со своим оригинальным стилем, творческое наследие которого интересно и ценно.
Как формировались программы фестиваля?
Елена:Мне хотелось создать наиболее полное представление о творческом наследии Пуленка, поэтому наряду с известными и часто исполняемыми сочинениями — к примеру, камерные сонаты или Органный концерт — в программе появились прекрасные «редкости», к которым можно отнести фортепианные миниатюры, Концерт cis-moll для фортепиано с оркестром, полюбившийся как исполнителям, так и публике буквально с первой ноты. Также в рамках проекта были исполнены сочинения французских и русских современников композитора, что позволило воссоздать музыкальную атмосферу времени. Особое место в программах фестиваля мы отвели вокальной музыке Пуленка — трепетно оберегаемой им самим сфере композиторской деятельности, которая весьма избирательно представлена в репертуаре российских исполнителей – как правило, это мозаика из нескольких наиболее известных романсов, существующих отдельно или взятых из циклов. В концертных программах прозвучали Светская кантата «Бал-маскарад», моноопера «Человеческий голос» в авторской редакции для голоса и фортепиано, шесть вокальных циклов для голоса и фортепиано, два – для голоса и ансамбля. Вокальные циклы Пуленка представляют большой исполнительский интерес и большую трудность – отчасти потому, что традиции исполнения его вокальной музыки в России пока не сложились.
Елена, как московская публика встретила фестиваль?
Елена:Поначалу со стороны публики ощущалась некоторая настороженность, но очень скоро мы почувствовали ее расположение. Отмечу: благодаря работе Наталии Ренёвой этот проект стал не просто фестивалем музыки Пуленка, а настоящим культурно-просветительским действом, которое привлекло внимание не только музыкантов, но и людей, интересующихся культурой Франции. Наташа подготовила большое количество дополнительного текстового материала к каждой концертной программе, часть которого публиковалась в программках, а другая часть звучала в устном рассказе. Это было необходимо – ведь, позиционируя проект как некую просветительскую акцию, нужно было создать представление и о тенденциях времени, и о круге общения композитора, найти переводы литературной первоосновы многих сочинений, комментарии композитора по поводу того или иного сочинения, которые открыли бы новый смысл, новые образы… Если учесть, что монументальных исследований творчества Пуленка в России практически не найти, а переводы поэтических текстов его друзей нужно собирать по крупицам – работа Наташи в этом проекте, безусловно, достойна восхищения! Особенно приятно, что эта девушка-ученый, которая уже является лауреатом нескольких конкурсов музыковедческих работ и занимается исследованием очень глубоких тем (в настоящий момент – творчества Пьера Булеза), нашла удивительно доступную форму ведения концертов, ставшую созвучной обаянию музыки Франсиса Пуленка.
Московская консерватория принимала участие в фестивале?
Елена:Да, безусловно! Наш проект поддержало руководство консерватории. В процессе работы над этой идеей у нас сложился кворум профессоров – кураторов, в который вошли Т. А. Алиханов, Е. Г. Сорокина, М. И. Кравченко, Ю. С. Каспаров, С. Л. Доренский, Р. А. Островский, Е. М. Царева, В. П. Чинаев. К тому же, более 90 % участников – студенты или выпускники консерватории.
Уровень фестиваля, безусловно, определили его участники — молодые исполнители, студенты и аспиранты Московской консерватории — дирижер проекта Вячеслав Валеев, скрипач Илья Гайсин, виолончелист Борис Лифановский, флейтистка Евгения Чепикова, гобоист Виталий Назаров, кларнетист Сергей Елецкий, певец Игорь Ерёмин (баритон), фортепианный дуэт гостей фестиваля Вадима Холоденко и Андрея Гугнина. В программах фестиваля приняли участие сложившиеся камерные коллективы – струнные квартеты «DOLCE-квартет», «Rusquartet», духовой квинтет «Modus Vivendi». «Надежным оплотом» проекта стали пианисты Алексей Кудряшов, Карина Магакян, Иван Соколов, Елена Тарасова — они появлялись в различных камерных составах, дуэтах с певцами, исполняли фортепианные пьесы и концерты Франсиса Пуленка. Идея фестиваля привлекла внимание сложившихся опытных музыкантов, к числу которых относятся доцент Московской консерватории, органистка Евгения Кривицкая, певица, солистка Камерного театра под управлением Б. Покровского Ксения Одинцова (сопрано), лауреат международных конкурсов Елена Либерова (сопрано).
Какие организации оказывали поддержку Вашему проекту?
Елена:Посольство Франции в РФ, Французский культурный центр, Концертное филармоническое объединение «Москонцерт», Издательский дом «Классика-XXI», Холдинг «Миэль», компания «Oriflame». Главным информационным партнером проекта стала радиостанция «Орфей», в эфире которой прозвучали все концертные программы фестиваля.
Что ж… Давайте подводить итоги. Задачи этого проекта выполнены?
Елена:Думаю, да. Нам удалось восполнить определенные пробелы, существовавшие до этого времени, рассказать о личности Пуленка, исполнить большую часть творческого наследия, показать архивные видеозаписи его концертов. У фестиваля сложилась своя публика – и это были не только москвичи. Чтобы побывать на нескольких концертах проекта, музыканты приезжали из других городов. Важно и то, что в дальнейшем у исполнителей музыки Пуленка уже не будет целого ряда сложностей с поиском нот. После гала-концерта в Доме Музыки оригиналы партитур и клавиров, которые мы выкупили у издательств, будут переданы в библиотеку Московской консерватории при соблюдении закона об авторских правах. Исключением станет Концерт cis-moll для фортепиано с оркестром – эту партитуру я получила в аренду на три месяца.