Новый альбом Елены Тарасовой вышел в свет
«Rachmaninov. Rare piano works and new transcriptions».
Label: Moscow Conservatory Records
ИСТОРИЯ
Решением первого в календарном 2024 году Ученого совета Московской консерватории Елена была удостоена чести выпуска на лейбле Moscow Conservatory Records сольного альбома, включающего выполненные пианисткой транскрипции «Трех русских песен» op. 41 и «Симфонических танцев» op. 45 С.В. Рахманинова. Запись альбома прошла в Большом зале Московской консерватории в августе 2024 года.
ПРОГРАММА АЛЬБОМА
В программу нового альбома вошли сочинения С.В. Рахманинова, в силу ряда причин не знающие большого числа интерпретаций, а также широко известные опусы в транскрипциях Елены Тарасовой для фортепиано соло, выполненные пианисткой в 2023 году.
Программа альбома охватывает временной диапазон от 1889 года до 1940 года – от первой пьесы, получившей профессиональное признание в виде отметки «пять с четырьмя плюсами», поставленной на консерваторском экзамене П.И. Чайковским, до последнего опуса всемирно признанного композитора. Это программа-летопись, рассказывающая о ключевых этапах биографии Сергея Васильевича без слов.
Песня без слов (Прелюдия) ре минор (1889) – экзаменационная задача по гармонии на данный басовый голос, выполненная студентом Московской консерватории Сергеем Рахманиновым «с отличием» и утраченная в дальнейшем. Пьеса была воспроизведена Сергеем Васильевичем по памяти в 1931 году для книги Оскара фон Риземана.
Сюита ре минор в четырёх частях (1891) для оркестра в авторской редакции для фортепиано – первое масштабное сочинение С. Рахманинова, символизирующее его готовность к масштабной работе. Сочинение считалось утраченным; о его обретении стало известно в 2002 году.
Пьеса-фантазия “Delmo” соль минор (11 января 1899) – первое сочинение, созданное С. Рахманиновым после кризиса, вызванного неудачной премьерой Первой симфонии; символ композиторского возрождения, появляющийся из-под пера Рахманинова в первые месяцы его общения с доктором Н.В. Далем. Сочинение не получило известности при жизни композитора; впервые издано в 1949 году.
Три пьесы (14-15 ноября 1917): Прелюдия, «Восточный эскиз», «Осколки» — последние сочинения, созданные С. Рахманиновым на российской земле.
«Три русские песни» для оркестра и хора (1926), op. 41 («Через речку, речку быстру», «Ах ты, Ванька», «Белилицы, румяницы Вы мои») – первое сочинение, созданное С. Рахманиновым за рубежом после длительного композиторского молчания.
«Симфонические танцы», op. 45 (1940), в трёх частях – последний опус композитора, по сути своей, summa rerum. Здесь соединяются художественные образы, пришедшие к Рахманинову в период работы над этим опусом в США в 1940 году, и созданные ранее, в России, в 1915 году, в период работы над балетом «Скифы», музыкальный материал которого стал основой «Симфонических танцев». В этом сочинении звучит цитата из Первой симфонии, трагическое переживание неудачной премьеры которой разделило жизнь композитора на «до» и «после»; тема Dies Irae, вступающая в диалог со знаменным распевом «Благословен еси Господи», содержащим тему Воскресения; этот знаменный распев Рахманинов ранее, в 1915 году, выводит в 9-ом номере «Всенощной».
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА:
Елена Тарасова, фортепиано
Звукорежиссёр: Руслана Орешникова
Инженер: Олег Слепцов
Дизайн: Алексей Гнисюк
Исполнительный продюсер: Евгений Платонов
Записано в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского в августе 2024 года.
C & P 2025 Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.
Все права защищены.
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЕ:
Елена Тарасова — лауреат международных конкурсов, доцент Московской консерватории, автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов, член World Piano Teachers Association и Международного союза музыкальных деятелей.
Родилась в Москве. Начала заниматься на фортепиано в четыре года; впервые вышла на сцену в возрасте пяти лет. В течение одиннадцати лет творческая индивидуальность Елены формировалась и развивалась в классе Ольги Евгеньевны Мечетиной (ДМШ Академического Музыкального Училища при Московской консерватории, затем Училище при консерватории). Окончив ДМШ и училище с отличием, в 2002 году Елена поступила в Московскую консерваторию, где обучалась под руководством профессора Сергея Доренского и профессора Павла Нерсесьяна, также приходила в специальные классы профессоров Андрея Писарева и Николая Луганского; окончив консерваторию с отличием, продолжила обучение в аспирантуре в классе С. Л. Доренского и П. Т. Нерсесьяна. По окончании аспирантуры в 2010 году начала педагогическую работу в консерватории.
Широкий репертуар Елены, включающий различные стили и направления и охватывающий временной период от эпохи барокко до XXI века, интенсивно дополняется. Также на творческом счету пианистки появились мировые и российские премьеры сочинений современных композиторов. В год 150-летия со дня рождения С.В. Рахманинова Елена впервые проявила себя как автор транскрипции, добавив к своему репертуару версию «Симфонических танцев» Рахманинова op. 45 для фортепиано соло.
Исполнительское мастерство Елены тепло встречали в городах России, Франции, Италии, Австрии, Германии, Чехии, Сербии, Боснии и Герцеговины, Нидерландов, Японии.
Елена уделяет особое внимание организации своего репертуара, выстраивая архитектонику каждой концертной программы. В ее концертных сезонах есть монографические программы-летописи, марафоны, концепции, построенные на смысловых параллелях; к числу ярких экспериментов относится и воплощение идеи программы как акустического спектакля, расширяющей само понятие традиционной фортепианной исполнительской практики. Отдельным направлением деятельности является обращение к редкому, неизвестному в России, незаслуженно забытому музыкальному наследию и включение редко исполняемых опусов в контекст современной музыкальной культуры.
Елена записала несколько альбомов, в программах которых – сочинения Ф. Куперена, И. С. Баха (в транскрипции Ф. Бузони), Ф. Листа, К. Дебюсси, К. Сен-Санса, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, М. Равеля, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ж. Франсе. Записи пианистки удостаивались высоких отзывов зарубежной прессы и максимальных баллов за интерпретацию в рейтингах европейских музыкальных СМИ.
Концертные программы, выступления, альбомы Елены транслировались в эфирах Radio France, радио «Орфей», True Art TV (UK), телеканалах Россия-1, Россия-Культура, Телевидении Московской консерватории, etc.
Елена проводит мастер-классы в Москве, городах России и за рубежом (Япония, Сербия, Босния и Герцеговина, Франция, Германия), принимает участие в работе жюри различных молодёжных конкурсов и фестивалей. Является автором концепций и художественным руководителем ряда музыкальных проектов.