Отзывы и пресса

Фрагмент интервью Елены радиостанции Фонда «Русский Мир».

Уважаемые слушатели, я хочу еще раз представить Вам автора идеи и руководителя фестиваля «Русские вечера» Елену Тарасову.

Елена — Лауреат международных конкурсов, выпускница Московской консерватории (класс профессора, Народного артиста России Сергея Леонидовича Доренского и профессора, Заслуженного артиста России Павла Тиграновича Нерсесьяна), солистка Концертного Филармонического Объединения «Москонцерт», участник программ Московской Государственной Академической Филармонии, преподаватель Московской консерватории, автор идей и руководитель ряда молодежных музыкальных культурно-просветительских проектов, среди которых Фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка» (2009 год), концерт-монография «Евгений Светланов-композитор» (2010 год). Елена активно концертирует, выступает с сольными и симфоническими концертами в Москве, с 15 лет гастролирует по городам России (более 60 городов); выступает с концертными программами, а также участвует в международных фестивалях за рубежом (Франция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Япония). Выступления Елены неоднократно транслировались в эфире радиостанции «Орфей».

Елена, в одном из интервью Вы сказали, что фестиваль сложился на основе Ваших исполнительских приоритетов. Вы- концертирующий пианист, репертуарный багаж действительно впечатляет. Почему же появилась идея именно фестиваля русской музыки? Ведь, например, в сезоне 2008-2009 в Москве с очень большим успехом прошел Ваш первый масштабный проект – фестиваль, посвященный Франсису Пуленку – видному французскому композитору ХХ века.

ЕЛЕНА: Фестиваль Пуленка был первым пробным камнем, первым опытом организационной деятельности. К счастью, этот опыт завершился хорошо, но именно после этого проекта я поняла, что хотела бы дистанцироваться от организационной деятельности, которая в сферу моих интересов явно не входит. К сожалению, это тот вид работы, который вступает в противоречия с деятельностью исполнителя. Для творческого поиска и осмысления того или иного сочинения ты должен быть свободен – внутренне свободен. А процесс организации не дает необходимой внутренней свободы. Но формирование концепций просветительских циклов меня увлекало – это очень интересный творческий процесс, в котором ты погружаешься в изучение наследия композиторов и достигаешь определенных глубин познания значительно быстрее, нежели в жизни вне подобных концепций и проектов.

Идея «Русских вечеров» и концерта-монографии «Евгений Светланов-композитор» как элемента, предшествующего глобальному проекту, возникла почти сразу после фестиваля Пуленка. Однако, к открытию фестиваля «Русские вечера» мы подошли лишь через два года после возникновения первых импульсов. На мой взгляд, идея последовательно выстроенного цикла программ, который дает представление о развитии русской композиторской школы и охватывает большой временной период весьма актуальна и необходима. Программы основного московского цикла сложились в представлении очень быстро. Однако, все это время меня терзали мысли о том, что, с головой уходя в организацию проекта, можно потерять главное в своей творческой жизни – исполнительскую деятельность, подразумевающую постоянное самосовершенствование. К счастью, сложилась прекрасная команда – Мария Бакун, Екатерина Гоголева, Павел Тчанников, благодаря работе которых удалось провести проект и сохранить при этом свои приоритеты.

Кстати, именно блестящая работа этих людей дала импульс к идее, заранее мною не планируемой, а именно – идее молодежного культурного моста, для которого была выбрана северная столица. Культурный мост Москва-Петербург возник задолго до нас, и в этом мы далеко не первооткрыватели. Но мысль о возможности объединения в рамках одного проекта представителей двух разных исполнительских школ, основоположниками которых являлись родные братья Николай и Антон Рубинштейны, была для нас привлекательна. К тому же, исполнительское общение в рамках подобных проектов объединяет большое число талантливой молодежи, и для каждого из них фестиваль становится возможностью ярко проявить себя и привнести что-то новое в развитие культуры страны. Рада, что в северной столице идея проекта встретила такой радушный прием и благодарна петербургской организационной группы — PR-директору петербургских программ Нине Москвиной за высокий профессионализм работы, исполнительному продюсеру Владимиру Головачеву за разработку печатного облика фестиваля и активное участие в жизни проекта, и арт-директору петербургской части проекта Галине Жуковой за формирование фестивальных программ Петербурга, дополнивших основной московский цикл весьма интересно.

Можете ли Вы сейчас подвести итоги проекта? Что, по Вашему мнению, удалось?

ЕЛЕНА: Мне сложно сейчас погрузиться в детальную аналитическую работу – ведь фестиваль завершился совсем недавно, и нужно время, чтобы осмыслить и проанализировать каждый шаг. Но главным критерием оценки музыкальных проектов для меня всегда является исполнительский уровень. Это всегда должно быть во главе угла. Невозможно говорить о пропаганде музыкального наследия, представляя его слушателю в неосмысленной, недоработанной форме. И, если говорить об эстетическом воспитании ищущего свои ориентиры в сфере классического искусства молодого поколения, представителей которых мы, к счастью, часто видели в числе слушателей нашего проекта – безусловно, воспитываться это поколение должно на художественно интересных и глубоких интерпретациях, почвой для появления которых всегда является знание и бережное отношение к традициям русской исполнительской школы. На мой взгляд, московские программы фестиваля прошли на хорошем уровне. Сейчас говорю только о московских программах, поскольку предварительные итоги по петербургскому циклу мы подведем чуть позже, когда в Москву будет передан весь видео- и аудио-архив. Но критических отзывов о проекте пока нет. И это внушает надежду, что по выбранному пути мы идем в верном направлении.

Хочу также добавить, что по окончанию концертных программ официальный сайт фестиваля не прекратит свою работу. Периодически будет обновляться новостной раздел, в котором все желающие смогут почерпнуть информацию о процессе работы над будущими «Русскими вечерами», а также постепенно будет наполняться материалами видеоканал фестиваля. С вашего позволения я напомню наш адрес в интернете –www. russianevenings.com.

Елена, традиционный вопрос не минует и Вас: расскажите, что в ближайших планах?

ЕЛЕНА: В эти дни мы завершаем работу над циклом радиопередач, подготовленных специально для радиостанции Фонда «Русский Мир», и я снова погружаюсь в исполнительскую жизнь. В планах на лето — концерт в Монпелье и запись концерта на Радио Франс, затем три сольных концерта в Москве, сольная программа на фестивале в Ле Туке – в программе этого концерта только русская музыка – цикл «Времена года» Чайковского, этюды-картины Рахманинова, а также несколько его транскрипций. В октябре исполняю Четыре баллады Шопена и Сонату h-moll Листа в Сыктывкаре, а также готовлюсь к записи сольного компакт-диска. Свои штрихи к этим планам добавит и педагогическая деятельность, и идею «Русских вечеров» без внимания оставлять нельзя.

Елена, спасибо. В эфире мы представим фрагмент вашего выступления на гала-концерте фестиваля в Светлановском зале Московского международного дома Музыки.

russkiymir.ru