Отзывы и пресса

Отзывы и пресса

Елена Тарасова: размышления о творчестве (фрагмент интервью)

Анна Корнеева.

Газета «Da Capo al Fine», апрель 2013.

Творческий путь пианистки Е. Тарасовой с каждым годом дополняется разными формами художественной деятельности. Она успешно сочетает насыщенную исполнительскую жизнь с педагогической работой и художественным руководством масштабными музыкальными проектами.

[…]

– Что планируете в ближайшее время?

– Будет концертное лето – несколько программ в Москве и во Франции.

– В новом сезоне публику ожидают сюрпризы?

– Планируется небольшой проект, который, надеюсь, будет периодически повторяться в течение сезона как репертуарный спектакль. В период с октября по апрель проект будет показан в разных концертных залах столицы, а завершится в Камерном зале Московской филармонии. Это очень важный для меня проект. И очень непривычный, т. к. впервые в своей жизни хочу сочетать на сцене исполнительство и художественное чтение.

– Как появилась такая идея?

– Она логично появилась из моих размышлений о сегодняшней жизни. Мегаполис, диктующий свой безумный ритм жизни, бесконечная суета… Все меньше времени остается на процессы осмысления, обдумывания, все быстрее должны быть реакции. Не хватает времени, чтобы не только испытать какие-то глубокие чувства, но и просто о них подумать. Все чаще общение становится внешним, без душевного контакта. Меняются ценности, происходит подмена смыслов. Люди закрываются в собственных проблемах и порой теряются – в вихре задач, необходимостей перестают замечать жизнь, ее радости и истинные ценности. Мне бы хотелось, чтобы этот проект заставил нас вместе задуматься и, возможно, изменить отношение к некоторым особенно важным вопросам нашей жизни – тем вопросам, размышления над которыми вытесняются подчас необходимостью ежедневно решать другие, менее значимые, но более насущные задачи.

Нужно и важно вернуть первозданный смысл многим понятиям, если, конечно, мы хотим, чтобы в нас осталось что-то человеческое. Этот «процесс возврата» гениально и просто начинает наш современник – Тонино Гуэрра, сочинения которого станут литературной основой этого действа. Обратиться к своей душе, к воспоминаниям и мечтам, к детству, которое питает нас энергией всю жизнь, преодолеть кризис веры, вернуться к положительным ценностям – вот путь, который Гуэрра предлагает нам. А в музыкальной программе преимущественно прозвучат сочинения Н. Метнера, творчество которого, на мой взгляд, органично синтезируется с поэтическими размышлениями Т. Гуэрра. Замечательно сказал о композиторе Г.Г. Нейгауз: «…Метнер один из тех творцов, которые вызывают чувство, что «вчерашнее» не должно быть похоронено или забыто как нечто ненужное, что его можно и следует вспомнить, что оно может оживать, будить чувства и мысли, доставлять чисто художественное наслаждение тому, кто способен видеть и воспринимать в искусстве и жизни не одну только новизну «во что бы то ни стало»…».

– Как выглядит проект?

– В этом проекте есть черты моноспектакля и фортепианного вечера, который, кстати, тоже по природе своей моноспектакль, но мне кажется, наиболее верным будет представить его как время диалога со слушателем – диалога музыкального и литературного. Темы этого диалога – обращение к себе, внутрь себя, к своему воображению, странствие по волнам памяти, по страницам жизни, обретение самого себя в результате долгих духовных исканий, неизменное возвращение к красоте и любви, обращение к иному пониманию жизни. Это темы, которые особенно волнуют меня сегодня. У каждого из нас есть своя Главная площадь, от центра которой мы меряем расстояния нашего пространства. Этот вечер для меня – возможность поблагодарить Тонино Гуэрра, поклониться ему. Встреча с ним в 2007 г. изменила мои взгляды и во многом повлияла на мою дальнейшую жизнь.

– Вы сами будете и играть, и читать текст?

– Да, выбранные тексты совпадают с моими ощущениями, и мне важно их произнести. Говорить со сцены очень непривычно для меня – традиционно музыкант безмолвен в процессе концерта и говорит языком музыки. Поэтому данному проекту предшествовал длительный период подготовки с педагогами по актерскому мастерству и сценической речи.

– Почему вы обращаетесь к разным видам творческой деятельности?

– Сложный вопрос… Могла бы сказать, что хочется получить новые знания и применить их в основной деятельности, но природа этих обращений, наверное, глубже… Есть мощный импульс – творческий импульс, который ведет навстречу чему-то новому. Мне очень нравится творческий принцип, услышанный от Чулпан Хаматовой: «Не попробовать было бы нечестно». В этом – начало нового творческого эксперимента, путешествия в новый мир творчества, в котором я получаю очень важный опыт переживания и в свое «музыкальное убежище» возвращаюсь иной. Быть может, более интересной – прежде всего самой себе.