Отзывы и пресса

Отзывы и пресса

«Альянс Россия – Франция»: совершенство консонанса

Это интервью мы планировали провести в конце сентября прошлого года в преддверии первого цикла концертных программ Творческого исследовательско-исполнительского союза «Альянс Россия – Франция: entente musicale» в Московском международном Доме музыки. Обстоятельства сложились иначе. Встретиться с художественным руководителем проекта пианисткой Еленой Тарасовой нам удалось лишь в конце января. Впрочем,  День российского студенчества стал прекрасным временем для неторопливой и обстоятельной беседы. 

—  Елена, поздравляю Вас с прошедшими праздниками! Как Вы встретили Новый год?

—  Александра, спасибо за поздравления! Очень желаю светлого и доброго нового года Вам и всем вашим читателям! Встретила Новый год дома, в кругу семьи, в тихой радости. Это любимое зимнее время. К роялю вернулась на четвертый день января.

— Начали новый год с нового репертуара? Или повторяли уже выученное?

— И смотрела новое, и восстанавливала игранное, необходимое для планов полугодия.  

— У Вас очень большой репертуар. Как дается такое разнообразие?

— С интересом и удовольствием! (смеется)

Хочу поговорить о деятельности Вашего нового проекта «Альянс Россия – Франция: entente musicale». Как возникла эта идея? Вас многое связывает с Францией?

— Нет, связывает не так много, как могло бы показаться. В конце 90-х, будучи студенткой колледжа,  я стала лауреатом юношеского конкурса в Париже, но следующий мой визит во Францию состоялся только через 12 лет. В течение тех 12 лет я играла в Германии, Австрии, Чехии, Италии, Сербии, Боснии и Герцеговине, в турах по Японии в географическом диапазоне от Сендая до островов Бородино – и, разумеется, много играла в России. А затем я оказалась приглашена на фестиваль Radio France в Монпелье, это был мой первый артистический визит во Францию. За этим событием последовало еще несколько проектов и сотрудничеств. Но «Альянс Россия-Франция» возник независимо от всего сложившегося.

Мой путь познания французского музыкального искусства начался в 2008 году, в аспирантские  годы появился мой первый проект, фестиваль «К 110-летию со дня рождения Франсиса Пуленка»…

… и стал первым в России масштабным монографическим фестивалем, посвященным этому композитору.  

— Да, верно. Это был очень смелый проект с большим и разнообразным исполнительским составом, мы представили тогда ряд репертуарных редкостей – и сегодня очень радостно встречать в концертных программах те опусы, которые в 2008 году можно было назвать редкими или неизвестными. Но для включения в контекст современной музыкальной культуры редких или неизвестных сочинений во множественном числе все же нужна некая продуманная и продолжительная система.  Перед началом пандемии я играла в Париже, это был концерт в зале Постоянного Представительства Российской Федерации в ЮНЕСКО. Очертания проекта фантазия подсказала уже тогда. В последующем за этим концертным событием периоде изоляции все очертания и эскизы превратились в исследовательско-исполнительский проект, объединяющий концертирующих артистов и педагогов творческих вузов, и построенный на взаимном уважении и постижении наследия обеих культур – ведь русская культура, бесконечно щедрая в своих дарах, тоже имеет свои редкие страницы, открывать которые для музыкального социума других стран является для нас и долгом, и честью, и удовольствием.  

— То есть, «Альянс Россия — Франция» — это история взаимности!

— Безусловно! История взаимного уважения, история уважения ко всем, кто создавал в музыкальной истории свой художественный мир, а также история возрождения – и именно эта часть проекта особенно красива, ведь в идее возрождения всегда есть особая жизнеутверждающая сила и светлая устремленность в будущее. Но подчеркну: мы не говорим, что мы сыграем все – это было бы нечестно и неправильно. Мы не говорим, что мы представим объемные монографии, аналогичные концепции фестиваля Пуленка – это тоже было бы неверным шагом, и монография  — далеко не всегда удачный способ представления. Мы говорим, что ищем форму представления и включения редкой или неизвестной художественно ценной музыки в контекст современной музыкальной культуры во имя того, чтобы существующая сегодня картина музыкальной жизни обрела новые оттенки и нюансы, способствуем созданию более полного представления о музыкальной культуре обеих стран и создаем видимые параллели в диалоге музыкальных культур. Этот проект определяют как элемент культурной дипломатии – что ж, это очень важно и прекрасно, пусть будет так.

— 1 октября, в День музыки, Вы открыли в Доме музыки концертную преамбулу проекта, цикл франко-русских программ «Параллели». Почему этот концертный цикл называется преамбулой? Он не относится к основной деятельности проекта?

— «Параллели» были обозначены преамбулой по двум причинам: первая – определить для слушателей стиль наших программ и обрести в качестве постоянной аудитории всех тех, кому интересна и близка эта тема; вторая — начать постепенное, последовательное погружение в диалог культур, и начать от известных или относительно известных сочинений. Первая программа цикла была посвящена Чайковскому, во второй вместе с Андреем Дубовым мы представили сочинения М. Равеля и С. Рахманинова, в третьей программе, посвященной профессору С.Л.Доренскому, которому в декабре 2021 года исполнилось бы 90 лет, звучали сочинения Ф. Пуленка, С. Прокофьева, К. Сен-Санса, Г. Форе, Ж. Бизе, С. Рахманинова, а на сцену в тот вечер вышли Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников, Наиль Мавлюдов и я. Через месяц после начала преамбулы мы оказались замечены французской газетой La Croix. По итогам преамбулы стало понятно, что у франко-русских программ складывается франко-русская аудитория.

— Я видела у Вас на Facebook рассказ о концерте, который Вы впервые вели на французском языке, это было не в Доме музыки, но тоже в рамках проекта?

— Это было в Дубровицах спустя десять дней после открытия «Параллелей» в Доме музыки. Программа «Линия жизни. История бессмертия», посвященная Чайковскому, проходит с художественным текстом, я не только играю, но и веду свой сольный концерт. 1 октября она прошла в ММДМ, в Дубровицах был запланирован повтор этой программы. Мне стало известно о том, что в зале в Дубровицах будет французская делегация из тридцати человек. Идея проведения концерта на французском языке показалась мне органичным жестом уважения к гостям. Концерт был в числе событий, адресованных нами Перекрестному году межрегионального сотрудничества России и Франции, которым был объявлен 2021 год…

— … и в который начал свою работу Альянс.

— Да.

— Как воспринимала этот концерт российская аудитория?

— Среди российской аудитории концерта были слушатели, владеющие французским языком, они подходили ко мне после концерта. Также для этой программы был подготовлен подстрочный русский текст. Мне кажется, все сложилось.

— Немузыкальный вопрос: Вы любите путешествовать?

—  Наверное, он околомузыкальный, если принять во внимание, что путешествия – элемент нашей профессиональной жизни. Мне интересно путешествовать,это всегда возможность познакомиться с культурой других стран в ее природной среде. Но больше я люблю возвращаться. Москва – родной и любимый город. Непостижимый, очень стремительный, но прекрасный. В этом плане Альянс – очень радостный для меня проект. Я работаю в своей стране и для своей страны, что всегда важно для меня, но при этом проект объединяет международную аудиторию – именно объединяет, в прекрасном и добром. И этот воспринятый импульс взаимного уважения, красоты и радости совместных открытий продолжается в каждом из них, вне зависимости от их дальнейшего географического пребывания.

— Вы довольны первым годом работы проекта?

— Я подумаю об этом, когда проекту исполнится год. Оставляя в стороне продолжительность подготовительного периода, в активном концертном действии мы немногим менее четырех месяцев. Анонс проекта прошел в СМИ 12 июля, 1 октября была сыграна первая программа; всего с октября по декабрь было пять концертных событий, три из которых составили цикл «Параллели» в Доме музыки, одна программа была сыграна в Дубровицах, еще одна – программа «Диалоги»  — прозвучала в музее «Новый Иерусалим». В этом времени юности Альянса я хотела бы поблагодарить всех, кто поверил в этот проект и помог ему состояться.

— Что в ближайших планах Альянса?

— Воплощения самого ближайшего плана Вы увидите совсем скоро в эфире телевидения Московской консерватории, наблюдайте за анонсами на сайте консерватории и в ее социальных сетях. Новую программу Альянса представят в Большом зале консерватории солистка ГАБТ, лауреат конкурса оперных певцов BBC в Кардиффе Екатерина Щербаченко (сопрано), пианисты Филипп Копачевский и Никита Мндоянц, струнный квартет «Русквартет» в сотворчестве с Рустемом Габдуллиным, ансамбль ClassicaPlus, скрипачи Анна Янчишина и Елена Корженевич.  

— и Вы?

— Да, и я тоже (улыбается).

— Что будет происходить в этом году в другом Вашем концертном проекте — OPUS UNIVERSUM?

— Надеюсь, что много всего счастливого. В прошлом году проекту OPUS UNIVERSUM исполнилось пять лет, и это стало поводом для длительных размышлений, как развиваться дальше.  По итогам периода размышлений я поняла, что проект с подобной философией обязан быть кочевым. Мы должны расширять географию проекта и приходить с нашей идеей в те пространства, в которых мы не были прежде. Тогда проект выполнит свое назначение.

— Это означает, что география проекта изменится?

— Да. Я очень признательна всем тем, кто принимал циклы программ OPUS UNIVERSUM в течение этих лет. Особенная прекрасная радость в истории проекта – серии Летних ассамблей OU в Тарусе, встречи с аудиторией Дома Литераторов и удовольствие творческого диалога с этой аудиторией. Вероятно, мы будем предлагать специальные события проекта всем тем, с кем мы сотрудничали эти годы, мы очень дорожим сложившейся аудиторией и очень признательны за ее внимание. Это мы будем решать чуть позже. Но с основными циклами программ мы должны идти в новые пространства.

— География ближайшего проекта уже определена?

— Да, и в свое время мы обо всем расскажем.

— Ждем этого времени! Удачи Вам!

О персоне:

Елена Тарасова — лауреат международных конкурсов, преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член World Piano Teachers Association, член Международного союза музыкальных деятелей, автор идей и художественный руководитель ряда музыкальных проектов. www.elenatarasova.ru

Сайты проектов:

Творческий исследовательско-исполнительский союз «Альянс Россия – Франция: entente musicale» www.alliancerf.art

OPUS UNIVERSUM www.opus-universum.com

Оригинал материала на сайте газеты «Музыкальный клондайк»